За деревянным особнячком XIX века на Большой Пушкарской растут бетонные этажи. Это ГОУ «Академия танца Бориса Эйфмана». «Вечерний Петербург» узнавал, как совместится достижение современной архитектуры с романтичным памятником старины.
Бетон и зеркала
— Что строится на Большой Пушкарской за домом № 14? — обратились в «Вечерний Петербург» жители Петроградской стороны. — Маленькое деревянное здание-игрушка совсем задавлено поднимающимися этажами. Неужели его судьба — потеряться на фоне махины очередного бизнес-центра?
— Домик не только не потеряется, но будет еще более выгодно смотреться на фоне зеркального фасада, — заверил редакцию Петр Костышев, заместитель директора по развитию Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.
Весь участок, очерченный Большим проспектом, улицами Большой Пушкарской, Лизы Чайкиной и Введенской, — теперь территория Терпсихоры. Здесь по проекту, разработанному архитектурной мастерской Никиты Явейна «Студия-44», возводится «Академия танца Бориса Эйфмана», а вовсе не очередной бизнес-центр. Замысел уже удостоен высоких архитектурных наград.
— Остается предположить, что несомненно высококачественный проект, получивший недавно Гран-при в номинации «Проекты» и премию им. Владимира Татлина на международном фестивале «Зодчество-2011» в Москве, оценивался архитектурным сообществом вне контекста, без учета взаимодействия с окружающей исторической средой, — говорит Людмила Семыкина, представляющая петербургскую организацию Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Петроградском районе.
Итак, одним это шедевр и триумф Терпсихоры, другим — жестокая расправа с музой истории Клио.
Немного старины
Создать государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ГОУ) «Академию танца Бориса Эйфмана» Смольный постановил в январе 2011 года. Конкурент Вагановки будет суперсовременным, с 14 балетными залами, классами, спортивным комплексом, медицинским комплексом. Расчищать под него пространство начали без промедления.
Уже в феврале 2011 года снесли двухэтажное здание бывшего кинематографа «Ассамблея», построенное в 1913 году по проекту архитектора Федора Корзухина. До 2009 года оно считалось выявленным объектом культурного наследия, пока КГИОП не снял его с охраны. По традиции последних времен, об этом здании будет напоминать лишь фрагмент фасада — его воссоздадут на фронтальной стенке ГОУ.
Домик, о котором пекутся горожане, уцелеет — памятник деревянного зодчества XIX века включен в комплекс академии.
Музей Эйфмана
— Дом на Большой Пушкарской, 14, передан нам городом в оперативное управление, — поясняет Петр Костышев. — Это единственный деревянный особняк на Петроградской стороне с сохранившимися интерьерами. Лепнина, резьба по дереву — все там сохранилось, хотя и несет следы советского периода и «евроремонта». Где слой масляной краски, где гипрок, но мы все это устраним.
Как рассказывает Петр Борисович, в историческом особняке будет музей балета, представляющий богатейший архив и фонды Театра Бориса Эйфмана, конференц-зал и несколько административных помещений.
При советской власти особняк принадлежал бумажной фабрике «Светоч». В конце XIX — начале XX века им владела жена доктора медицины Юлия Добберт. Для нее домик, построенный во второй половине XIX века, переделали в романтическо-неоготический. Каковым он и дожил до наших времен.
Домик между тем был частью усадьбы Юлии Добберт. Для нее тем же архитектором, рижанином Рейнбергом, был не только перестроен деревянный особняк, но и выстроен каменный доходный дом.
Ландшафтный дизайн
— Вопреки здравому смыслу и закону органом охраны памятников этот редчайший, чудом сохранившийся образец городской усадьбы конца XIX века, состоящий из деревянного и каменного строений и сада, не был поставлен под охрану как единый комплекс, — рассказывает об историческом контексте стройки Людмила Семыкина. — Особняк с садом является региональным памятником, а доходный дом Добберт — выявленным объектом культурного наследия. Статус выявленного объекта имело и здание бывшего кинематографа, что год назад было в одночасье снесено, уничтожены зеленые насаждения и элементы благоустройства двора. Еще ранее была радикально сокращена территория памятника.
Людмила Васильевна указывает на то, что подготовка территории под стройку шла ударными темпами, с нарушением процедур и норм охранного законодательства:
— Проект планировки территории, которым должна была быть обоснована возможность размещения здесь нового объекта, не согласован и по сей день. Проектная документация не была представлена на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города, как предусматривало решение совета в 2009 году.
— В ходе работ пострадали практически все строения, окружающие строительную площадку, — полагает представитель ВООПИиК. — Разломы в стенах дома по Большому пр., 25/2, стянуты металлическими стяжками, сквозные трещины пронизали дворовый фасад доходного дома Юлии Добберт, пострадало и соседнее здание школы. Приходится констатировать, что столь радикальное преобразование исторической среды нанесло непоправимый ущерб существовавшему здесь ценному архитектурному ландшафту.
О чем, собственно, и тревожатся жители Петроградской стороны: что новостройка «задавила» соседей.
Мегапроекты
«Академия танца Бориса Эйфмана» должна заработать как учебное заведение уже с 2013 года. Параллельно здесь же, на Петроградской стороне, начнется строительство Дворца танца Бориса Эйфмана. Дворец станет архитектурной доминантой комплекса зданий «Набережной Европы», которые появятся в Петроградском районе в границах проспекта Добролюбова, набережной Малой Невы, переулка Талалихина и западной границы площади Академика Лихачева.
Это два мегапроекта, которыми гордится культурная столица России.